Почему не запретили «Кавказскую пленницу»?

Рекомендуйте к просмотру
Гость

Почему не запретили «Кавказскую пленницу»?

Непрочитанное сообщение Гость »

Бамбарбия! Кергуду!

Снятая Леонидом Гайдаем в 1967 году «Кавказская пленница» в своё время побила все рекорды популярности советского кинопроката. А ведь перед выходом на экраны фильма чуть не запретили, и только благодаря счастливой случайности «Пленницу» смогли увидеть около 80 миллионов граждан нашей страны.

Генсек одобрил

Во время предварительного просмотра чиновники от кинематографа сидели с каменными лицами. У всех, кто работал над «Кавказской пленницей», возникло ощущение полного провала. И оно почти оправдалось: председатель Госкино Александр Романов заявил: «Картина выйдет на экраны только через мой труп!».

И лежать бы «Пленнице» на полке, но, не зная о решении руководства, работники Госкино отправили комедию главе государства Л. И. Брежневу, когда тот попросил для просмотра «что-то новенькое и обязательно весёлое». Брежнев с удовольствием посмотрел «Кавказскую пленницу» в кругу семьи, после чего поздравил того самого Романова с новым достижением советского кино.

Но неприятности на этом не закончились. Курировавшему «Пленницу» Ивану Пырьеву очень не понравилась песенка «Если б я был султан». Все попытки переубедить его были тщетными. Тогда, по совету доброго человека из окружения Пырьева, решили не настаивать, а просто подождать. Через некоторое время Пырьеву опять показали ту же песню, сократив её всего на один куплет. На этот раз строгий куратор одобрил музыкальный номер и оставил его в фильме.

А не повезло куплету, где речь шла об алкоголе. Строчки в нём были такие: «Разрешит мне жена каждая по сто. Итого триста грамм — это кое-что! Но потом на бровях приходя домой, предстоит мне скандал с каждою женой».

Шампанское за трюк

В отличие от чиновников простые зрители приняли картину сразу. Впрочем, это и неудивительно. У Леонида Иовича Гайдая был дар работы со словом, что у режиссёров встречается нечасто. Он добивался такого звучания фразы, что её подхватывали все, кто слышал. «Кавказская пленница» была ещё в стадии съёмок, а каждый уже повторял вслед за Владимиром Этушем: «Шляпу сними». Подсобные рабочие ходили и бормотали друг другу при встрече: «Бамбарбия! Кергуду!». «Если рабочие смеются, значит, будет смеяться вся страна!» — заявил Гайдай, и оказался абсолютно прав. Кто из нас не повторял вслед за героями фильма: «Птичку жалко!», «Короче, Склифосовский!» или «Грешно смеяться над больными людьми!».

Говорят, что Юрий Никулин, прочитав сценарий «Кавказской пленницы», поначалу наотрез отказался сниматься в «этой ерунде». Видимо, получить его согласие помогла необычная идея Гайдая, что сценарий будет лишь основной канвой, на которую каждый актёр вправе нанизать столько трюков, сколько сможет выдумать. Ходили слухи, что за каждый придуманный актёрами трюк режиссёр расплачивался двумя бутылками шампанского. Так это или нет, но немало смешных моментов фильма действительно было придумано спонтанно: например, Никулин изобрёл огромный шприц, которым делали укол Бывалому.

Многие думают, что в эпизоде, где Балбес лежит под одеялом и запросто чешет рукой пятку, использовали комбинированную съёмку или под одеялом лежал какой-нибудь карлик. На самом деле пятку Никулину чесал… сам Гайдай.

Одна из пятисот

Разговор о трюках на съёмках «Кавказской пленницы» можно продолжать долго. Один из них, например, чуть не закончился трагедией.

Для эпизода, где Шурик в спальном мешке падает в горную речку, а Нина бросается его спасать, пригласили девушку-каскадёра, но та… начала тонуть. Когда её вытащили из воды, то выяснилось невероятное — девушка так сильно хотела сниматься в кино, что решилась на обман: сказала, что умеет плавать. Незадачливую дублёршу отстранили от съёмок, и Наталье Варлей пришлось всё делать самой. Вот только говорила за неё Надежда Румянцева, а знаменитую «Песенку о медведях» пела Аида Ведищева.

Кстати, на роль «студентки-комсомолки» Нины претендовали почти пять сотен актрис, среди которых были такие звёзды советского кино, как Наталья Фатеева, сёстры Вертинские, Наталья Кустинская, Валентина Малявина, Виктория Фёдорова и другие. Однако Гайдай всё же выбрал никому тогда не известную цирковую артистку, 19-летнюю Наталью Варлей. И, как оказалось, не ошибся.

Популярность картины была настолько велика, что возникла идея снять вторую часть. Уже был готов план сценария, по которому авторы М. Слободский и Я. Костюковский собирались поместить Бывалого, Балбеса и Труса вместе с товарищем Сааховым и его шофёром Джабраилом в образцово-показательный лагерь. Но руководство Госкино идею второй «Пленницы» не одобрило.

Кавказская пленница на википедии
Ответить